К вопросу о психологической подготовке ветеринарных врачей в процессе обучения

Использование данных рекомендаций может позволить существенно снизить количество эмоциональных стрессов у студентов в процессе обучения, повысить качество подготовки и психологическую устойчивость будущих ветеринарных врачей в условиях возникновения острых и непредсказуемых ситуаций, даже при выполнении рутинных процедур осмотра и осуществлении простейших манипуляций.

 

Помимо теоретических знаний и практических умений и навыков, работа ветеринарного врача предполагает наличие определенной психологической устойчивости. Основная проблема формирования соответствующих психо-эмоциональных качеств будущего ветспециалиста заключается в том, что далеко не все студенты соответствующих вузов осознанно выбирают свою профессию, понимают ее специфику и готовы к определенным стрессовым ситуациям как при обучении, так и в дальнейшей самостоятельной работе.
Довольно значительную часть студентов составляют лица, поступившие по совету знакомых, воспользовавшиеся определенными льготами, по настоянию родителей или по другим, столь же «веским» основаниям. Тем не менее задача вуза состоит в том, чтобы из каждого поступившего воспитать полноценного ветеринарного специалиста.

В процессе обучения будущему врачу приходится преодолевать определенные ситуации, угрожающие возможным психо-эмоциональным напряжением, психологическим стрессом и даже эмоциональным срывом. Психологическаяустойчивость специалиста каждый раз проверяется на прочность, с одной стороны, работой с больным животным, а с другой - общением с растерянным, обиженным или даже рассерженным владельцем.

Таким образом, психологическая подготовка будущих ветеринарных специалистов должна проводиться в двух плоскостях - обучения практическим навыкам и морально-этических межличностных отношений.

Авторы статьи перечисляют некоторые, наиболее типичные ситуации, возникающие при практической работе с животными и способные привести студента к эмоциональному напряжению.


Риск получения травмы

Работа ветеринарного специалиста предусматривает всесторонний клинический осмотр по известным правилам и с надлежащей фиксацией больного животного, однако определенный риск получения травмы существует всегда, например при осмотре ротовой полости. Этот риск существенно возрастает в тех случаях, когда животное само испытывает страх и боль, а специалист, проводящий осмотр, — эмоциональное напряжение при работе. Известно, что жители городов испытывают определенные опасения при виде крупных сельскохозяйственных животных, и тем более при необходимости работы с ними. Если студент при осмотре животного получает травму, то это событие может вызвать у него страх и неуверенность при последующих осмотрах, что еще больше повышает риск получения повторной травмы и закрепляет негативную аффективную реакцию.

Необходимо объяснять и регулярно повторять студентам, что любое эмоциональное проявление вызывает выброс адреналина — «гормона ярости и страха», к запаху которого весьма чувствительны многие виды животных, например представители отряда хищных. Животные не способны отличить по запаху адреналина агрессию от страха, а потому реагируют в ответ на этот запах однотипно — защитно-атакующей реакцией.

При обучающих осмотрах животного необходимо предпринять повышенные меры безопасности студентов. Преподавателю следует продемонстрировать, что уверенные, спокойные действия при осмотре животного не вызывают со стороны последнего агрессивных ответных реакций, и, наоборот, страх и неуверенность или повышенная эмоциональность и агрессивность провоцируют животное на ответные аффективные и агрессивные действия.Таким образом, формируются и закрепляются практические навыки уверенной и безопасной работы с животными.


 

Неприязнь и чувство брезгливости

С одной стороны, ветеринарная практика всегда связана с болью и страданиями животных, с другой — больные животные, особенно после травм или при тяжелых хронических заболеваниях, имеют неопрятный и неухоженный внешний вид, часто с грязной шерстью и кожными покровами, следами испражнений, кровоточащими, гнойно-некротическими ранами с соответствующим сильным и малоприятным запахом. Практически всегда таким животным требуется не только квалифицированная ветеринарная помощь, но и получение элементарных гигиенических мероприятий. Однако именно санитарно-гигиенические процедуры вызывают у некоторой части обслуживающего персонала ветеринарных учреждений и животноводческих хозяйств, особенно начинающих практическую деятельность, острую неприязнь и брезгливость.

Преподавателям необходимо обращать самое пристальное внимание студентов на то, что соблюдение правил гигиены и санитарии в отношении животных и помещений, в которых они содержатся, являются столь же необходимым звеном лечебного процесса, как и осмотр, постановка правильного диагноза и выполнение практических манипуляций. Необходимо регулярно разъяснять, что грязь и антисанитария являются основными причинами развития секундарных инфекций, что длительное нахождение животного в грязном помещении может приводить к развитию сопутствующих заболеваний и осложнений, например поражениям кожного покрова, развивающимся вследствие раздражающего действия мочи и каловых масс. Более того, у представителей семейства псовых часто развивается копрофагия, что может приводить к острой интоксикации организма каловыми массами.

К сожалению, брезгливость по отношению к неухоженным больным животным преодолевается лишь одним способом — регулярным исполнением будущим специалистом функций технического персонала по уборке помещения и санитарно-гигиеническому обслуживанию больных животных при строгом соблюдении соответствующего графика. При этом преподавателю не рекомендуется самому уклоняться от исполнения этих же функций, собственным примером демонстрируя то, что в ветеринарной медицине нет главных и второстепенных манипуляций, а есть единый процесс лечения, направленный на сохранение жизни и здоровья животного.


Страх при выполнении практических манипуляций

Важным аспектом преподавания ветеринарных дисциплин является обучение студентов основным практическим навыкам работы: выполнению различных инъекций,венепункции и венесекции, обработке чистых и гнойно-некротических ран, простым хирургическим операциям. В курсе физиологии студенты изучают работу внутренних органов, сердца и нервной системы, проводя так называемые «острые опыты», обычно сопровождающиеся эутаназией животного после завершения эксперимента. Курс ветеринарной хирургии в обязательном порядке содержит разнообразные показательные операции, выполняемые на различных органах и частях тела животных. Они позволяют демонстрировать студентам разные приемы хирургических манипуляций, а некоторые из них выполняются студентами самостоятельно под руководством и с помощью преподавателя, что позволяет сформировать и закрепить соответствующие практические навыки.

Как показала практика преподавания, любые самостоятельные манипуляции, тем более хирургическое вмешательство и острые опыты, могут спровоцировать развитие психо-эмоционального напряжения (стресса) у студентов, особенно выполняющих подобные действия впервые. Регулярно к развитию стрессов приводит и пассивное наблюдение за действиями преподавателя. Легкая степень эмоционального напряжения чаще всего сопровождается страхом и категорическим отказом студентов от выполнения предлагаемых, даже самых простых, манипуляций, вплоть до пропуска практических занятий. Средняя и тяжелая степени могут проявляться в виде головокружений, обмороков и эмоциональных срывов. Психо-эмоциональные стрессы не только приводят к снижению усвоения практического материала студентами, но и часто выливаются в их отказ от выполнения хирургического вмешательства, что, в частности, может привести к формированию неправильного предпочтения других методов лечения у ветеринарного специалиста, или даже к сомнению в правильности выбора профессии.

Для формирования у студентов необходимой психологической устойчивости и совместимости друг с другом при выполнении некоторых практических действий, в том числе и коллективных, преподаватель должен следовать определенной схеме подготовки и проведения занятий. Необходимо отметить, что наиболее серьезные эмоциональные стрессы подстерегают студента и врача не при выполнении особенно сложных процедур, а при выполнении простейших рутинных манипуляций. Причина этого парадокса заключается в том, что предстоящая сложная процедура заставляет специалиста заранее настраиваться на трудности в ее реализации и предусматривать возможные осложнения, тогда как простые процедуры и манипуляции могут поставить в тупик даже опытного специалиста в том случае, когда рутинный процесс сопровождается неожиданными осложнениями.
Преподаватель должен заранее планировать проведение практических занятий с учебными осмотрами животных разных видов и обслуживанием мест их содержания, освоением практических манипуляций, тем более при подготовке и проведении демонстраций.

 



С.В. ТИМОФЕЕВ, С.Ю. КОНЦЕВАЯ, А.В. ХОХЛОВ, МГАВМиБ им. К. И. Скрябина, г. Москва

Просмотров: 5303

Меню

Собаки

Кошки

Птицы

Занимательно

Ветеринария

Справочник