Клинический случай проявления сверхактивности, вызванной состоянием тревоги у немецких овчарок

Ни для кого не секрет, что для получения социально безопасной собаки требуются раннее воспитание и дрессировка. Важную роль при этом играют учебно-дрессировочные площадки, на которых специалисты-кинологи по существующим утвержденным нормативам обучают домашних собак основам послушания. Хорошо выдрессированная и послушная собака имеет меньший риск оказаться жертвой несчастного случая и становится более приятным компаньоном.

К сожалению, успешной дрессировке все чаше мешают поведенческие аномалии и расстройства, затрудняющие освоение животным требующегося норматива.

В октябре 2007 году в наш кинологический центр обратилась владелица годовалой немецкой овчарки по кличке Ада: собака не слушалась на прогулке, не подходила по команде, убегала к другим собакам. Ранее собака нигде не обучалась. В процессе дрессировки в КЦ она освоила команды «ко мне», «место», комплекс команд («сидеть», «лежать», «стоять») у ноги, но выполняла их нечетко, постоянно переключала внимание на других собак, присутствующих на площадке, проявляла агрессию по отношению к ним, регулярно срывалась с выдержки. В случае невозможности реализации агрессивного поведения у собаки возникали истероидные реакции.

Подробный опрос владелицы показал, что Ада с момента приобретения страдает повышенной возбудимостью и локомоторной активностью. Несмотря на повышенные физические нагрузки, она регулярно проявляет сверхактивность, выражающуюся в непрерывном движении. При невозможности реализации двигательной активности, собака становится нервозной, вплоть до реакции агрессии, которая выражается во вздыбливании шерсти, рычании и попытке обозначить укус. Агрессивные реакции направляются преимущественно на других собак (на площадке и во время прогулки), на детей хозяев и на самих хозяев.

Шестимесячную Аду владельцы хотели пристроить в другие руки, но в последний момент от этого решения отказались, и собака осталась в прежней семье.

Никаких проблем со здоровьем у собаки не выявлено, прививки сделаны по возрасту, патологических реакций на вакцинацию хозяева не наблюдали. Щенок попал к нынешним владельцам в месячном возрасте, о проблемах в период беременности, родах и раннем постнатальном периоде им неизвестно. Для уменьшения тревожности владельцы давали собаке препарат «Кот Баюн» в рекомендованных дозах, но эффекта от применения этого препарата не последовало.

На основании опроса владельцев и результатов обследования собаке был поставлен диагноз: сверхактивность, вызванная состоянием тревоги. Агрессивные реакции также были проявлением состояния тревоги и общей неуверенности и служили попыткой взять ситуацию под свой контроль.

В последнее время показано, что расстройства, связанные с повышенной тревожностью, наиболее распространенный класс расстройств как у домашних животных, так и у людей [2]. И чем дольше эти состояния остаются незамеченными и не подвергаются лечению, тем более сложными они становятся. К признакам неспецифической тревожности относятся повышенная настороженность и стремление поминутно осматриваться, вегетативная гиперреактивность и повышенная двигательная активность. Отличительной чертой тревожного компонента является очевидная неспособность животного ждать развития ситуации, побуждающая его реагировать на стимул немедленно.

Некоторые состояния, в частности страх и тревога, мешают собаке приобретать простейшие навыки и могут привести к тому, что животное станет неконтролируемым [3]. Слишком пугливая или беспокойная собака не способна адекватно воспринимать условные раздражители. В состоянии тревоги она кажется гиперактивной, но на самом деле — гиперреактивна. Она вздрагивает и неистово лает при малейшем воздействии раздражителя.

Агрессивное поведение такой собаки также часто обусловлено состоянием тревоги [2]. В частности, агрессия доминирования, согласно литературным данным, проявляется тогда, когда собака испытывает патологическую тревог}7 относительно своей роли в социальном окружении, нарушение ее поведения проявляется в попытках либо установить над ним контроль, либо проверить, может ли она это сделать. Когда такая проверка направлена на человека, это называется агрессией доминирования, когда она направлена на собак — это проявление внутривидовой агрессии. Агрессия доминирования представляет собой сложный комплекс и нуждается в дальнейшем исследовании. Суть агрессии, связанной с доминированием, состоит в борьбе за само право контролировать ситуацию и не сводится к простому конфликту за обладание костью или к требованиям доступа к дивану. Из-за связи с тревожностью она проявляется в чрезвычайно разнообразных формах — от четко выраженной агрессии с явным стремлением контролировать ситуацию до очень тонких нюансов поведения.

Выделяют две большие группы собак с этим типом агрессии:
1)    собаки, уверенные в том, что контролируют ситуацию, и способные заставить хозяев уступать им;
2) Собаки, неуверенные в своей социальной роли и ведущие себя агрессивно, чтобы нарушить стабильность в социальном окружении и таким путем получить недостающую им информацию о том, чего от них ожидают, т. е. на основании ответов на свою агрессивность они определяют социальные и поведенческие границы.

Следует иметь в виду, что необходимость в постоянном получении информации о своей роли в сообществе обусловлена не особенностям последнего, а присущей этим собакам аномалии поведения. Таким собакам помогает помещение в условия, где неукоснительно соблюдаются четкие, понятные правила и требования. При обращении с такими собаками надо стремиться сформировать у них способность уступать и подчиняться во всех взаимодействиях. Всякий раз, когда они контактируют с человеком, они должны ждать, пока им не предложат участвовать в какой-либо другой деятельности, т. е. ждать разрешающей команды хозяина. Подобное взаимодействие устанавливается на дрессировочной площадке при отработке приемов послушания, т. е. таким собакам просто необходимо пройти соответствующий курс. Программа модификации поведения является основной частью изменения нежелательного поведения. В случае с овчаркой Адой модификация поведения осуществлялась на площадке инструктором в процессе освоения курса общего послушания по индивидуально разработанной программе.

К сожалению, в данном случае этого оказалось недостаточно для преодоления тревожности. Поскольку для лечения расстройств поведения, связанных с повышенной тревожностью, оправдано применение фармакологического вмешательства в качестве вспомогательного средства при выполнении модификации поведения, мы попробовали использовать фармакокоррекцию совместно с программой модификации поведения.

В     литературе     пока что этим животным хор помогает   терапия   противотревожными   препаратами, особенно собакам второй  группы,  так как снижение тревожности  позволяет им более адекватно      взаимодействовать со   своим   социальным окружением. Для фармакокоррекции  тревожного состояния применяют антидепрессанты, относящиеся к группе трициклических антидепрессантов (ТЦА), и избирательные ингибиторы обратного захвата серотонина (ИИОЗС) [2].

ТЦА в той или иной степени блокируют обратный захват серотонина и норадреналина. Их применяют у собак для лечения различных поведенческих расстройств, в том числе и тревожных состояний. Терапевтический эффект наступает через 2—4 недели приема. Препараты эти обычно хорошо переносятся, но имеют ряд побочных эффектов. Так, они могут оказывать антихолинергическое и антигистаминное действие, нарушать у некоторых животных сердечную проводимость, снижать судорожный порог и изредка вызывать агранулоцитоз. Эти препараты имеют горький вкус и вызывают гиперсаливацию у мелких животных. Также существует опасность передозировки (доза более 15 мг/кг детальна), антидота не существует.

ИИОЗС осуществляют блокаду обратного захвата серотонина. У собак их применяют для лечения тревожных состояний, компульсивного состояния и агрессии, связанной с доминированием. Терапевтический эффект наступает через 3—4 недели приема. Побочное действие может выражаться в желудочно-кишечных расстройствах (анорексия, снижение аппетита, рвота и диарея), а также в бессоннице и раздражительности. При приеме внутрь нескольких антидепрессантов в высоких дозах возможно отравление.

Эффективность противотревожных препаратов можно объяснить их влиянием на обмен серотонина и, следовательно, глутамата. Серотонин тесно связан с регуляцией пороговых уровней проявления различных форм поведения, и агрессии в том числе. В модельных экспериментах на крысах было показано, что специфические агонисты серотонина вызывают зависимое от дозы ослабление агрессии [4, 5].

Одними из наиболее распространенных агонистов серотонина являются антигистаминные средства 1-го поколения, широко используемые для купирования аллергических реакций. Наиболее хорошо известное побочное действие этих препаратов на ЦНС — умеренный снотворный и седативный эффекты. Седативный эффект проявляется через 30—60 минут после приема и длится до 4—6 часов, в связи с чем данные препараты бывают полезны при коррекции поведения. Их применяют в тех случаях, когда животные или боятся некоторых ситуаций, или активны в неподходящее время. Использование антигистаминных средств 1 -го поколения может улучшить атмосферу в доме и способствовать модификации поведения.

Кроме того, указанные препараты дают еще целый рад побочных эффектов (антихолинергическое, атропиноподобное действие, расстройством ЖКТ, тахифилаксия при длительном использовании), которые в большинстве случаев нежелательны [1]. И тем не менее препараты этой группы остаются в арсенале лекарственных средств, в том числе это связано и с богатым опытом их использования. Они выпускаются как в инъекционной, так и в таблетированной форме, удобны в применении и обладают относительно низкой стоимостью.
Немецкая овчарка Ада окончила курс общего послушания, успешно сдала на диплом и в данный момент ведет активную жизнь вместе со своей хозяйкой.
Таким образом, основной профилактикой нежелательного поведения является прохождение курса послушания, в процессе которого владелец обучается обращению с собакой, а у последней ранняя социализация. В то же время некоторые животные нуждаются в специальном лечебно-фармакологическом курсе с учетом состояния их здоровья и психических отклонений. Применение приемов поведенческой медицины под наблюдением ветеринарного врача, в частности фармакокоррекции, в стандартном курсе послушания оправдано и ведет к повышению качества обучения и более комфортному существованию хозяина и его собаки в обществе.

Литература
1.    Гущин И. С, Аллергическое воспаление и его фармакологический контроль, М., 1998.
2.    Оверолл К., Клинические методы коррекции поведения собак и кошек, М., 2005.
3.    Хорвитц Д., Миллс Д., Хит С, Руководство по поведенческой медицине собак и кошек, М., 2005.
4.    Mos J., Olivier В. Quantitative and comparative analyses of proaggressive actions of benzodiazepines in maternal aggression of rats // Psychopharmacol 1989. № 97. P. 152.
Mos J., Olivier В., van Oorschot R., Behavioural and neuropharmacological aspects of maternal aggression in rodents // Aggressive Behavior 1990. № 16. P. 145.

Н. Ю. Лысенко, ветврач, руководитель КЦ «Современная школа дрессировки»

Просмотров: 2809

Смотрите также:

Клинические методы коррекции поведения собак при копрофагии

В настоящее время причины копрофагии у собак точно не определены. Наиболее вероятно, что это связано с еще не изученными эволюционными факторами.


Обучение (дрессировка) глухой собаки. Урок первый.

Курс уроков по дрессировке глухих собак подготовлен Надеждой Хрипуновой, кинологом, зоопсихологом.
К нам в центр за помощью обратилась хозяйка глухого щенка бивер йорка, мы научим собаку понимать и слушать команды, социализируем и адаптируем к жизни в городских условиях. А вы сможете наблюдать за нашими успехами.

Меню

Собаки

Кошки

Птицы

Занимательно

Ветеринария

Справочник